murskij: (Default)
[personal profile] murskij
Часть II.


Еще хотелось бы остановиться на мужской одежде периода 1930-х-1950-х годов. Как известно, в своих модных устремлениях мужчины весьма консервативны. И мужской костюм, состоящий из пиджака и брюк из одной ткани, вошедший в моду в середине XIX века, жив и поныне. Но одежда 1930-х годов, несомненно, имеет свои особенности. Прежде всего, это внедренный в подсознание образ борца-воина, сражающегося против всего и, понятное дело, за всеобщее благо. Отсюда военизация мужской одежды, всеобщее распространение френчей, мундиров.
Как иллюстрацию используем те же станции метро, Площадь Революции, Киевская-Кольцевая и Автозаводская.

metro 082

Мозаика со станции М-Киевская - Кольцевая. Военный уезжает на Украину. И прощается с проводниками (почему-то). Ему, конечно, виднее, с кем прощаться. Но провожающие тоже в униформе. Здесь это летняя униформа железнодорожников. Как известно, железнодорожники подчинены были военному ведомству и носили униформу. Зимний же китель был темно - синего цвета с выпушкой.

А вот так эта форма выглядела в действительности.

kitel

Китель из Рижского Музея железнодорожников.

manner_eisen

Фото 1950-х. Слева двое мужчин в железнодорожной форме

eisengruppe

Фото 1950-х. Справа - мужчины в кителях и шинелях железнодорожников

Фотографии взяты отсюда

metro 087

На этой мозаике дедушка во френче сопровождает молодую смену. Здесь подробнее про форму железнодорожников вообще и дедушки в частности. Один из юношей в школьной униформе. Школьная форма была введена в 1948 году и продержалась в виде вот таких серо-голубых гимнастерок вплоть до 1963 года.





фотография взята отсюда

В 1930-е годы наряду с подкладными плечами в пиджаках вошли в моду широкие брюки. Они продержались в нашей стране вплоть до начала 60-х годов. Сколько баталий было, вплоть до исключения из комсомола, когда юноши 50-х пытались сузить ширину брюк от 28 см(стандартная ширина брюк в 1950-е годы) до 22 см. Но на мозаиках брюки именно той самой идеологически выдержанной ширины.

metro 085

metro 088

metro 013

А в тридцатые годы - ещё и модной.

metro 115

И трикотажные ковбойки с коротким рукавом и молнией, как на юноше справа, или с застежкой на одну-две пуговицы, как у студента с Площади Революции.

metro 017

А вот ботинки у него достаточно модные, что совершенно не совпадает с воспоминаниями современников. От них больше можно услышать о распространении парусиновых тапочек.

metro 017 copy



Это туфли 1930 года




А это реклама 1952 года. Туфли на толстой подошве, или как называли в нашей стране –«на манной каше».

Но крестьянин на Площади Революции изображен в лаптях.

metro 034

metro 035

К году открытия станции (1938) лапти уже не являлись основной обувью крестьян России, но, несомненно, были в обиходе.



эта фотография относится к 1941 году. Фотограф Виземанн.

metro 080

И еще одна очень распространенная деталь мужской одежды этого времени на юноше в центре панно. Это куртка из фланели, вельвета, сукна, в Киеве такие после войны называли «бобочка». Но это местное название. Может быть, кто-то подскажет мне, как они назывались в других городах?

Sportsmen

куртки лыжные. По сути те же "бобочки". Журнал моделей женской, мужской и детской спортивной одежды, 1938 год.

Anikanov

Заслуженный мастер спорта, абсолютный чемпион СССР по конькам 1937г. тов. И. Аниканов в лыжной курточке. Из Журнала моделей женской, мужской и детской спортивной одежды, 1938 г.



Авенир Дмитриевич Потапов.
г. Юрьевец Ивановская обл., 1951
Из альбома Михаила Трещина




Студенты юридического факультета
Молотов (Пермь), 1949-1953
Из альбома Ксении Фроловой


Станции метро:
Площадь революции. Скульптор Матвей Генрихович Манизер. Пуск в 1938 году.
Киевская – кольцевая. Пуск 14 марта 1954 года. Мозаики А. Мизина.
Автозаводская. Скульптор Г. Мотовилов, Пуск 15 мая 1944
Фотографии станций метро – мои.
При копировании, прошу ссылаться.
(deleted comment)

Date: 2011-02-11 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] schwarzze.livejournal.com
Во второй части картинок не видно( только коды

Date: 2011-02-11 04:34 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
уже исправила:)

Date: 2011-02-11 04:36 pm (UTC)
From: [identity profile] schwarzze.livejournal.com
Очень интересно. Спасибо)

Date: 2011-02-11 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
приятно слышать

Date: 2011-02-11 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] edvoskina.livejournal.com
а я была уверена, что "бобочка" - это тип галстука. А это куртка. У меня папа в такой на студенческих фотографиях. Найду, пришлю Вам.

Date: 2011-02-11 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
спасибо! Тогда все такие носили.

Date: 2011-02-11 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] bruxelloise-ru.livejournal.com
Потрясающе интересно! Про мужскую ничуть не менее,чем про женскую! Спасибо! И с метро -это очень здорово придумано.

Date: 2011-02-11 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
это я там осенью была, и меня такая мысль посетила, написать. Потому что одежда 30-х-50-х -она вот, рядом. А никто не замечает. Но жалко, если материал и идею сопрут. а ведь сопрут! Даже сомневаться не приходится.)

Date: 2011-02-11 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] bruxelloise-ru.livejournal.com
Идея совершенно замечательная, но и воплощена она отлично, как же ее переть, это очень заметно будет, нет?

Date: 2011-02-11 09:35 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
спасибо.
ну вот проверила, пока аналогов не вижу.))
Может ищу плохо, а может еще не пригодилось никому))

Date: 2011-02-11 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] koroleni.livejournal.com
Идея с метро - отличная!
Это вы в метро фотографировали в этот приезд в Москву?

А с жж - конечно, сопрут. Тут такая вещь, или безвозмездно делишься, или вообще не показываешь.
Я, вот, сколько раз просила фото Гладкова не копировать и у себя не выставлять - бесполезно совершенно!((

Спасибо, с огромным удовольствием посмотрела и прочла.

Date: 2011-02-11 09:28 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
да, когда в сентябре была. Давно собиралась снять.

Может уже и сперли. Повешу замок сейчас.
(deleted comment)

Date: 2011-02-12 01:40 am (UTC)
From: [identity profile] leon-orr.livejournal.com
А "бобочки" - это не куртки, а рубашки типа рубашек-поло.
Очень было модно носить такие рубашки из шёлка.
У меня была такая рубашечка цвета слоновой кости.

http://www.retromoda.ru/styles/casual/polo.html

Date: 2011-02-12 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
я не зря оговорилась, что "бобочками" эти куртки называли в Киеве. Рубашки же такие в Киеве называли "ковбойками".
Если Вы скажете в каком городе было такое название, как Вы сказали, будет очень хорошо. Спасибо.

Date: 2011-02-13 09:20 am (UTC)
From: [identity profile] lugerovski.livejournal.com
"Военный уезжает на Украину. И прощается с проводниками (почему-то). Ему, конечно, виднее, с кем прощаться". Судя по поручням, "военный" влезает на паровоз, т.е. это не военный, а машинист. Но у машинистам защитный цвет не полагался. С другой стороны, судя по фотографиям. у меня ощущение, что часть машинистов продолжала носить военную форму , но со своими знаками различия. Опять же внизу дед-машинист в парадном мундире образца 1943 г., он тоже не цвета хаки... Т.е. тут имеет место вольное отношение к цветам! Соответственно, в фуражках с малиновым верхом станционный персонал, а не проводники!

Date: 2011-02-13 03:04 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
ага, возможно. Верю. Правда сцена сама по себе странная. Чего бы это проводнику столь торжественно прощаться со станционным персоналом? (кстати, одетым в униформу)

Date: 2011-02-13 03:07 pm (UTC)
From: [identity profile] lugerovski.livejournal.com
а может не прощаться, а здороваться, пришел поезд, машинист вышел на платформу, поздоровался с начальником станции и дежурной по станции

Date: 2011-02-13 03:09 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
похоже на то.

Date: 2011-02-13 03:08 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
может быть там цвет хаки, а мой фотоаппарат подвел.))
А что касается военной формы, да носили. Не могу найти ссылку.

Date: 2011-02-13 03:28 pm (UTC)
From: [identity profile] lugerovski.livejournal.com
дедушка во френче позволяет предположить, что с цветами там караул полный! Опять же это не френч, а парадный мундир образца 1943 г. (отменен в 1955 г.), мундир без погон, следственно, дед в отставке. И цвет, естественно, совсем не хаки...

Date: 2011-02-13 05:11 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
все верно. Я даже пост собрала, сейчас повешу.

Date: 2011-02-13 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] lugerovski.livejournal.com
Кстати, на Киевском вокзале таких колонн нет, так что вопрос куда и откуда машинист привел состав Не помню, как тогда выглядел вокзал в Киеве...

Date: 2011-02-13 06:45 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
нету колонн. И не было.

Date: 2011-02-13 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] lugerovski.livejournal.com
http://radikal.ru/F/s56.radikal.ru/i151/0901/fa/e31dcc64ff59.jpg.html

Известно ли где сделан снимок? что это за образцовый сталинский поселок за железнодорожниками?

Date: 2011-02-13 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
увы, не знаю.

Date: 2011-02-13 03:46 pm (UTC)
From: [identity profile] lugerovski.livejournal.com
http://zdr-gazeta.ru/uploads/posts/2008-05/1210089268_18-1-m.jpg
Кстати, вот на тему колористики железнодорожной формы, увы ч/б

Date: 2011-02-13 05:13 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
да, спасибо. Я уже много чего нашла. Огромное спасибо за наводку. Вопрос, оказался интересный. Я не униформолог, так что знаю не всё.))

Date: 2011-02-15 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] leon-orr.livejournal.com
Извините, что не сразу ответила.
Вот что такое ковбойка:

Ковбойка – рубашка из клетчатой ткани с длинными рукавами, кокетками и накладными карманами. Уже по названию можно догадаться, что такие рубашки носили американские пастухи – ковбои (англ. cow — корова + boy — парень).

В 40-х годах XX в вместе с модой на джинсы ковбойки стали популярной одеждой не только парней, но и девушек всего мира.

Удобные и практичные клетчатые рубашки носят с юбками и брюками, заправляя и навыпуск, на голое тело, нижнее белье или трикотажный топ — майку.

Особое очарование ковбойкам придают разнообразные варианты клеток: сдержанные и яркие, тон в тон или многоцветные, например такие как шотландка или мадрасская клетка.

Ещё одна деталь: воротник ковбойки позади имел угол, который пристёгивался к рубашке пуговицей. Передние уголки воротника тоже были с петлями и тоже пристёгивались.

Что-то вроде этой рубашки:

Image (http://www.radikal.ru)

В Союзе эти рубашки, в основном, шили из ткани в мелкую пёструю клетку.

Я жила в разное время в Батуми, Баку, Сумгаите, Москве, Ленинграде - везде шелковую рубашку типа "поло" называли бобочкой, а описанную выше клетчатую - ковбойкой.

Или этой:

Date: 2011-02-15 12:48 pm (UTC)
From: [identity profile] leon-orr.livejournal.com
Image (http://www.radikal.ru)

Date: 2011-05-16 05:00 pm (UTC)
From: [identity profile] lugerovski.livejournal.com
Сегодня проезжая мимо, специально вышел и посмотрел на "дедушку во френче" живьем, вывод - это знатный шахтер, а не железнодорожник! На левой стороне груди у него знак соответствующий, и то что на нем - парадная форма горного ведомства. Она была без погон (в отличие от железнодорожной) с шитьем на вороте (на повседневной форме были петлицы)!

Date: 2011-05-17 01:38 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
возможно и так!спасибо, что обратили внимание.

Date: 2011-05-17 01:40 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
кстати, эту версию отлично подтверждает юноша рядом в рабочей спецодежде и с отбойным молотком. И фонарик при нем. Точно шахтёр!

Profile

murskij: (Default)
murskij

January 2026

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 23rd, 2026 06:57 am
Powered by Dreamwidth Studios