murskij: (Default)
[personal profile] murskij
Мода 1920-х всем известна. Если кратко, то произошла революция в женской моде. А вовсе не Октябрьская, хотя она тоже внесла свою лепту в отечественную одежду, но не совсем так, как в мировой моде. Женщины отказались от жесткого корсета, перешли на полукорсеты, укоротили юбки, остригли волосы. Покрой платьев упростился до рубашки.
Часто можно встретить название «флаппер-герл». Значение термина желающие могут найти в гугле. Попробует взглянуть на фото того времени наши и американские.

Yankel Goldstein

Фото из архива Joanna Bressler Fishman. Здесь её прадедушка Yankel Goldstein and Sara Kolb Goldstein w/their daughter, Yvette (white shirt between them) and 2 cousins, Mickey (background) and Mildred Simon. Чикаго, ок 1925.

Недавние эмигранты из Российской империи. Девушки в брюках-гольф,(Что у нас было просто невозможно себе представить, несмотря на все лозунги о равенстве женщин), пожилая дама – в платье с заниженной талией. Мужчины в традиционных костюмах.

Paar

А эо отечественная пара. Девушка в блузе по моде 1911 года, самосшитой юбке. О том, что это конец 1920-х говорит её обувь. Туфли новые, уже соответствуют моде этого времени.

Gerschevitch-Belew_1925

Фото Гершевича. Г. Белев 1925 г.

Вот он – простой рубашечный покрой платья, поясок на уровне бедер носит декоративный характер. И сумочка-ридикюль из 1900-х годов. Мужчина в костюме «из бывшего времени», но с модным узким галстуком-«селедкой».

jazzband Ingenues. Central Station.Sydney

Это джаз-банд «Ingenues». Central Station. Sydney. 1928.

Один из популярных в то время дамских оркестров. Девушки, с которыми мы знакомы по фильмам «В джазе только девушки» или же «Смешная девченка». Не миллионерши, вовсе нет. Не богачки. Даже не средний класс. Скажете: они артистки, должны выглядеть. Возможно и так.
Посмотрим на улицы советского города.

brenson1931

brenso31

Фото Брэнсон Деку, 1931. Москва.

Имеющий глаза, да увидит. Думаю, комментарии излишни.
Состояние с горячей водой и гигиеной даже в крупных городах было достаточно плачевно. Об этом можно читать Осокину, Лебину, Измозика. Мы же смотрим фото.
Но не все было так прискорбно и печально.

Foto Gershevitch G.B.-g. Belev

Фото Г.Б. Гершевича. Г. Белев.

Если в продаже не было ткани или на платье её было недостаточно, то умелая портниха могла скомбинировать полоску так, что платье было прочто отличным и очень модным. Тут же видим ещё один знаковый элемент мужской отечественной моды – полувоенный френч. Эта часть одежда прочно вошла в обиход совестских мужчин на два десятилетия.

Foto_Smirnova

Фото И.И. Смирнова. Вышний Волочек.
А шляпница прежней выучки могла соорудить великолепную шляпку, которая ничем не отличалась от парижских образцов. Кстати, здесь видна косметика -обведенный черным глаз. Вспоминаем Веру Холодную, которая ввела подобную моду на экране. Кстати накрашенные глаза- достаточно редкое явление в быту того времени. Все же считалось неприличным.



Вот они, девушки из Гарлема.

Gutson-Rosa-Mera_Moiseevna

Фото Б.Я.Ариэль.г.Орша. Роза и Мера Гутсон.

Немного о мужской одежде.

Kembrige1926

Студенты Кембриджа.1926.
Костюмы, шляпы, галстуки, брюки-гольф.

Belgorod_Milizia

Служащие милиции. Белгород. 1926г.
Френчи, гимнастерки, косоворотки, сапоги.

aus Ekaterina Nezhevenko. Grigorij Nejevenko

Фото из архива Екатерины Неевенко. На фото ее дед Григорий.
Конечно одевались и в толстовки (как юноша справа и сидящий слева). Носили ботинки. Но как-то не очень получается их сравнивать с американскими сверсниками.

USA

США

Soja_Halturina_Vjatka

Вятка. На фото Зоя Халтурина с товарищами.



Дело не только в бытовых трудностях, в отсутствии развитого производства или разваленной экономике. Дело и в разности вкусов, и , естественно, менталитетов. Поэтому не надо говорить, что у нас были флэпперши. Нет, не было и быть не могло.

aus Valeria-Beketova

Из архива Валериия Бекетова.

aus_Viktoria-Melianenkova

Из архива Виктории Меляненковой.

Но несмотря на бытовые трудности отечественные дамы все же следовали моде. Хотя советская мода имела некоторые особенности. О которых вы можете прочесть у меня в книжке.

Date: 2025-03-15 08:04 pm (UTC)
From: [identity profile] redseagull.livejournal.com
бриджи классные, особенно у студентов. Типичная одежда 20-х в Союзе точно была невозможна, разве что в короткое время НЭПа, идеи другие довлели. И еще они патологически серьезны были.

Date: 2025-03-15 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
Ну так « для веселия планета наша мало оборудована, надо вырвать радость у грядущих дней». Маяковский тогда и написал. Чего ж веселиться, надо коммунизм строить.

Date: 2025-03-15 08:52 pm (UTC)
From: [identity profile] redseagull.livejournal.com

именно так.


Как раз сейчас читаю книгу про госсмех при сталинизме, весьма познавательно, многие вещи по-другому начинают восприниматься

Date: 2025-03-15 08:54 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
Сейчас очень многое воспринимается по-другому. Думаю, уже навсегда.

Date: 2025-03-15 08:55 pm (UTC)
From: [identity profile] redseagull.livejournal.com

это само собой, и таки навсегда

Date: 2025-03-15 09:11 pm (UTC)
From: [identity profile] bergberg.livejournal.com
Какие туфли изящные у гарлемских девушек! Я бы и сейчас такие носила.

Date: 2025-03-15 09:53 pm (UTC)
From: [identity profile] ulysssa.livejournal.com
А как книжку достать, если я в Польше? Есть пути?

Просмотрела пост с огромным удовольствием (как всегда). Столько предметов одежды, которые я прямо сейчас бы носила.

А вот девушки из Гарлема — это overdressed тренд или вполне обычный внешний вид? Просто роскошные они.

Date: 2025-03-16 06:41 am (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Прекрасная публикация, спасибо.

Date: 2025-03-16 07:43 am (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
Рада, что понравилось.

Date: 2025-03-16 07:46 am (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
Для США вполне нормальный вид. Избыток декора, но это вкусовые моменты.

Книжка на Амазоне продается. У вас же Амазон действует?

Date: 2025-03-16 08:59 am (UTC)
From: [identity profile] ulysssa.livejournal.com
Да, а полный заголовок?

Date: 2025-03-16 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
Image

М. Баст "Мода и повседневность". Там параллельный текст.

Date: 2025-03-16 09:08 pm (UTC)
From: [identity profile] riftsh.livejournal.com
Интересно сравнить с черновицкими флаппер-герлс того же времени:

Image (http://czernowitz.ehpes.com/czernowitz6/members/production/091-003s.jpg) Image (http://czernowitz.ehpes.com/czernowitz6/glynn/dg2_czfam2-a.jpg) Image (http://czernowitz.ehpes.com/czernowitz6/glynn/dg2_czfam3-a.jpg) Image (http://czernowitz.ehpes.com/czernowitz6/cornel/ser2.19a.jpg) Image (http://czernowitz.ehpes.com/help/brull/img007.jpeg) Image (http://czernowitz.ehpes.com/help/goldberger/jenny1a.jpg)

Image (http://czernowitz.ehpes.com/czernowitz6/members/production/022-001w.jpg) Image (http://czernowitz.ehpes.com/czernowitz6/glynn/dg2_cards-a.jpg) Image (http://czernowitz.ehpes.com/czernowitz6/glynn/dg2_erikabrett1-a.jpg)

Date: 2025-03-16 09:27 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
Спасибо за прекрасные фотографии. Но у Вас эти фото- 1930-х годов. И никаких флаппер-герл даже в Черновцах, да и в Европе не было. Это чисто американское явление.

Date: 2025-03-16 10:15 pm (UTC)
From: [identity profile] riftsh.livejournal.com
> эти фото- 1930-х годов
да, но некоторые начала 30-х, как и в Вашей подборке

> никаких флаппер-герл даже в Черновцах, да и в Европе не было
Ой! Очень боюсь, что прогрессивные европейские девушки того времени на Вас бы очень обиделись. Просто непоправимо. Они, конечно, могли называться иначе (например, garçonne), но суть от этого не менялась. Вот, например, кем по Вашему были Эллочка Щукина и ее приятельница Фима Собак? По-моему, самые что ни на есть флаппер-герлс.

Date: 2025-03-17 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_dna/
есть такая фирма, American Duchess (https://www.americanduchess.com/), там можно подобрать похожее под разные исторические времена. Цены, правда, кусаются.

Date: 2025-03-17 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] bergberg.livejournal.com
Ну, если очень хочется, то вполне можно осилить. Спасибо за ссылку

Date: 2025-03-17 02:51 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_dna/
Пожалуйста, рад помочь! :)

Date: 2025-03-17 03:38 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com

будьте добры, обратитесь в Гугль за определением флаппер-герл. Не надо переносить сегодняшнее восприятие на историю. Я достаточно знаю этот период, чтобы с Вами не согласится. Кстати, пост посвящен именно этому. Кроме того, не надо передергивать. У меня к 1931 году относятся только 2 фотографии Брэнсона. На них можно увидеть, насколько убого, неряшливо, самодеятельно одета толпа в Москве. Что сшили в начале 1920-х, то донашивают и через 10 лет.

Edited Date: 2025-03-17 04:13 pm (UTC)

Date: 2025-03-17 03:40 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com

Ни одной фотографии начала 1930-х среди Вашего примера нет. Мода различается кардинально. Читайте мою книгу.

Date: 2025-03-17 04:19 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com

У Вас фото в основном 1935 -1938 гг. Первая фотография — и вовсе 1940е. Скорее 1947-48. Барышня в купальнике — конец 1940-х.


Потом Черновцы до 1940 года -это Румыния. Поэтому у Вас перепутано всё абсолютно. Что с чем Вы хотите, чтобы я сравнила? Послереволюционный СССР 1920-х и предвоенную Румынию? Что за странность?

Date: 2025-03-17 05:27 pm (UTC)
From: [identity profile] riftsh.livejournal.com
Спасибо за совет про Гугл. Он согласился со мной в том, что flapper girls в Европе были. Вот три из многих цитат:

"Europeans spent much of the decade recovering from World War I, rebuilding economic and political structures, and trying to find a means of achieving lasting security. The 1920s brought a new world of flаррег girls, the Charleston dance craze, the wireless (radio), and the cinema." (Tim Cooke, 2005)

"a product of '20s flapper culture that found its way from the American jazz scene across the Atlantic. Exemplified by scandalous attire (initially short skirts), cigarette smoking, alcohol drinking, seductive dancing, driving, dark makeup, a casual attitude towards sex, and a lack of concern about social impropriety, this figure was represented by both cinematic roles and real-life counterparts" (Samm Deighan, 2021)

"Young girls in all countries participated in hedonistic flapper culture, which often represented rebellion more than liberation" (Marcelline Hutton, 2001)



Date: 2025-03-17 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] riftsh.livejournal.com
Все фото датированы их владельцами как 1931-1939. Ошибки, конечно , возможны, но барышни в купальнике в конце 1940-х уже не было в живых — ее убили в 1942. Фотография датирована 1939. Первая фотография тоже не могла быть сделана после 1940.

> Что с чем Вы хотите, чтобы я сравнила?

Нет, я ничего не хочу. Мне кажется, что такое сравнение интересно, как были бы интересны и сравнения с фотографиями из разных других стран.

Date: 2025-03-17 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com

благодарю за столь развернутый ответ. Но по-английски я не читаю.

Date: 2025-03-17 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com

Вы вообще мой текст прочли? Для особо одаренных процитирую "Поэтому не надо говорить, что у нас были флэпперши. Нет, не было и быть не могло."

Date: 2025-03-17 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com

Вы не могли бы сказать, где Вы брали эти фото? Я не все нашла. В частности -девушки в купальнике.

Date: 2025-03-17 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] riftsh.livejournal.com
Базарный тон не украшает никаких людей, но флаппер культуре 1920-х гг. в СССР посвящена значительная часть книги Marcelline Hutton,  Russian and West European Women, 1860-1939: Dreams, Struggles, and Nightmares.  Rowman & Littlefield, 2001. 468 pp. ISBN:9780742510432

Заниматься историей моды, игнорируя всё написанное по-английски — это серьезное испытание и для автора, и для читателей.

Date: 2025-03-17 06:06 pm (UTC)
From: [identity profile] riftsh.livejournal.com
Фотография девушки в купальнике отсюда — http://czernowitz.ehpes.com/czernowitz6/glynn/glynn2.html

Date: 2025-03-17 06:07 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com

еще раз повторяю: в СССР флапперш не было. Сейчас напишу пост. Поскольку одним комментом тут не отделаешься. Я занималась и занимаюсь историе советской моды. И книга была написана в 1989.

Date: 2025-03-17 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com

спасибо.

Date: 2025-03-17 08:40 pm (UTC)
From: [identity profile] redseagull.livejournal.com

милейшие есть штучки)), но обувь ревущих 20-х была еще краше)

Date: 2025-03-17 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
Когда-то купила себе в таком стиле туфли.

Date: 2025-03-17 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] redseagull.livejournal.com

и я)))


и еще ботиночки на шнуровке))

Date: 2025-03-17 09:28 pm (UTC)
From: [identity profile] ulysssa.livejournal.com
Спасибо большое! Попробую в нашу библиотеку заказать

Profile

murskij: (Default)
murskij

January 2026

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 22nd, 2026 06:19 am
Powered by Dreamwidth Studios