Брюки, узкие, обтягивающие ногу, прикрывающие подъём, со штрипкой в 1820-е годы, в 1830-1840-е сильно расширяются и получают благодаря покрою название «слоновья нога». Эти брюки, по-видимому, благодаря своему удобству остаются в обиходе вплоть до конца 1860-х - начала 1870-х годов.
Сюртук, возникший в конце XYIII века как верхняя одежда (surtout – франц. «сверх всего») первоначально применялся лишь при верховой езде, с первой четверти ХIХ века стал наиболее распространённой мужской одеждой. Сначала цветной, но к середине века уже только тёмных расцветок. Покрой сюртука менялся вместе с модой. В 1830х – 1840-х годах модный сюртук - отрезной в талии с очень широкой юбкой с широкими отворотами.[2] Н.В.Гоголь в статье «Петербургские записки» 1836 года писал: «Петербург наблюдает большие приличия в своей одежде, не любит пёстрых цветов и никаких резких и дерзких отступлений от моды; зато Москва требует, если уж пошло на моду, то чтобы по всей форме была мода: если талия длинна, тона пускает её ещё длиннее; если отвороты фрака велики, то у ней, как сарайные двери.
Ещё один тип верхней мужской одежды – редингот, мало чем отличался от сюртука. Разве тем, что был длиной до щиколотки и изредка имел несколько воротничков. Появился редингот в первой четверти ХYIII века в Англии и первоначально предназначался для верховой езды. Название происходит от английского riding-coat –буквальный перевод - верхняя одежда для верховой езды. Отрезной в талии, с расширенной сзади сборчатой юбкой и широкими отворотами наиболее характерен редингот был в первой четверти ХIХ века. Хорошо виден он на известном портрете смольнянок Е.Хрущовой и Е. Хованской Д.Г. Левицкого. Ширина юбки редингота позволяла обходиться без разреза сзади. Сюртук же часто был со шлицей.
Покрой служебных чиновничьих сюртуков был строго регламентирован. Мундиры для чиновников были введены лишь в 1781-82 годах и до 1794 года это были так называемые губернские мундиры, то есть мундиры тех цветов, которые были характерны для губернских гербов.[3]
«В самом начале царствования Александра I вся система форменной одежды в России, как военной, так и гражданской, претерпела изменения. Наиболее явственной была смена фасона её главного элемента – мундира. На смену относительно просторному немецко-венгерскому кафтану пришёл мундир французского образца – узкий, с высоким стоячим воротником и резко расходящимися ниже пояса полами, с горизонтально расположенными карманными клапанами на бёдрах. Соответственно камзолы укорачивались и превращались в жилеты». [4] В 1834 году была проведена очередная реформа мундиров. Мундир французского образца сохранился, но его покрой был несколько модернизирован за счёт более чёткого выреза юбки спереди. «В законе оговаривалось, что «мундирный фрак... отнюдь не должен изменяться в покрое, следуя модам нынешним и будущим».[5] Сюртук был однобортным, с восемью мундирными пуговицами, имел полную юбку (без выреза спереди), стоячий суконный воротник того же цвета, что и на мундире, без шитья (обшлага сюртуков были из мундирного сукна). Фрак дополнялся круглой высокой чёрной шляпой с полями (наподобие цилиндра), а сюртук – фуражкой одного с ним цвета, с суконным околышем по цвету воротника.[6] Следует добавить, что мундиры всех ведомств были тёмно-зелёного цвета, за исключением мундиров Академии художеств, Министерства просвещения, горного ведомства, гражданским чиновникам путей сообщения. Эти мундиры были тёмно-синего цвета. Красное сукно – только для парадных мундиров сенаторов. Подкладка в цвет мундира. «Общий покрой гражданских полукафтанов однобортный, застёгивающийся на девять пуговиц; воротник стоячий скошенный; обшлага разрезные; пуговиц: по две на обшлагах, две на лифе и две на конце продольных карманных клапанов. Всего 17 пуговиц. Длина полукафтана от колена выше на 3 вершка[7] продольного карманного клапана – пять вершков».[8] Столь точное описание ведомственного сюртука даёт представление и о сюртуке гражданском. Сюртуки носили не только чиновники, дворяне, но и купцы. В воспоминаниях Г.Т. Полилова о своем деде относящихся к 1825году читаем: «Довольно высокого роста, статный, черноволосый, с совершенно бритым лицом, одетый всегда в сюртук с шёлковыми отворотами, белую манишку, высокие воротнички которой подпирали подбородок, в то время как белая косынка батистовая с вышитыми концами, носимая тогда согласно моде вместо галстуха, обтягивала шею, - он совсем не походил на русских купцов, продолжавших в те времена носить длинные, чуть не до пят, сюртуки, сибирки и сапоги с высокими голенищами. Точно также и цилиндр, носимый дедом неизменно летом и зимою, отличал его от русских торговцев, в большинстве случаев ходивших в высоких картузах».[9]
Формы народной одежды просуществовали в быту вплоть до 1920-х годов. Сибирка (чуйка), упоминаемая в воспоминаниях Полилова - род распашной одежды, с отрезной талией и сборками юбки на спине, со стоячим воротником. Прочие виды народной одежды, как-то армяк, кафтан, казакин, поддёвка разнились покроем и зависели от ширины домотканого сукна, ширина которого, как правило, не превышала 42-44см. Интересные подробности кроя приводятся в книге Ф.М.Пармона «Русский народный костюм». «В верхней народной одежде спинка могла быть цельной, со средним швом и отрезной по линии талии. Полочки, как правило, не имели рельефов и вытачек, плечевые швы были смещены на спинку, что в некоторой степени создавало имитацию кокетки и являлось характерной чертой верхней русской народной одежды. В отрезной по линии талии одежде юбки были из цельных полотнищ, из полос и клиньев. Большое расширение по линии низа достигалось притачиванием клинообразных вставок.
Принцип современного мужского костюма складывается лишь во второй половине Х1Х века. Очень часто обращаясь в пошивочные цеха к мастерам, можно услышать фразу: «Так не делают. Так не шьют!» Они, несомненно, правы, только хочется уточнить: «Так сейчас не шьют!» Но если художник в театре хочет, чтобы его костюмы выглядели исторически достоверно, то не бойтесь шить их «неправильно». Не бойтесь исторических выкроек, и результаты не замедлят сказаться.
[1] «Рассказы бабушки»,М., 1989, стр.166;
[2] в качестве иллюстраций приводятся подлинные выкройки 1845 года;
[3] Подробно в кн. Л.И.Шепелёв «Чиновный мир России ХУ111-Х1Х веков»;
[4] там же, стр.210;
[5] там же, стр.229;
[6] там же, стр.230;
[7] приблизительно на 12 см;
[8] «Свод законов Российской империи», СПб,1857;
[9] Петербургское купечество в Х1Х веке, СПб,2003, стр.71;
[10] Ф.М.Пармон «Русский народный костюм»,М., 1994, стр.160;
